Творчество в педагогической деятельности
Педагогическое творчество — создание и применение в образовательном процессе инновационных подходов к решению педагогических задач.
Развитие педагогического творчества.
Педагогическая деятельность и педагогическое творчество.
Можно рассматривать творчество, как некую деятельность, формирующую новые методы и приемы, нестандартные пути решения проблемных и повседневных ситуаций, имеющих место в учебно-воспитательном процессе. В этом случае педагогическая деятельность эволюционирует, совершенствуется и приобретает новые качественные характеристики. Однако нельзя считать верным шаблонизированное утверждение о том, что педагогическая деятельность является творческим процессом сама по себе. Как в любую однообразную механическую работу можно привнести творческое начало, так и педагогическую деятельность можно реализовать на основе последовательности однотипных действий. Поэтому уместно будет выделить некие признаки присутствия творчества в педагогической деятельности:
• стремление овладеть новыми методиками и технологиями в образовательном процессе, непрерывное самообразование и саморазвитие;
• анализ результатов собственной работы;
• внедрение в образовательный процесс методов и приемов, позволяющих его совершенствовать;
• наличие гибкости в применяемой методической системе, учитывающей особенности разных типов учащихся.
Какие же условия необходимы для появления творчества в деятельности педагога? Сюда в первую очередь можно отнести наличие благоприятной психологической среды для реализации творческого потенциала и наличие мотивирующего фактора. Эти два фактора взаимосвязаны между собой и во многом продуцируются руководством образовательного учреждения.
Временные условия также играют чуть ли не важнейшую роль. Чтобы разработать что-то новое, внедрить, применить, опробовать и оценить результат нужно время, которого зачастую катастрофически не хватает. Умение грамотно планировать свое рабочее время, можно рассматривать как творческий подход к организации труда.
Развитие педагогического творчества является качественной характеристикой педагогической деятельности. Качественные характеристики служат в данном случае более объективной мерой, чем количественные. Они наиболее точно отражают желание и способность педагога к профессиональному росту. Вот только измерить качественные показатели любой деятельности во много раз сложнее, чем количественные.
Аттестация педагогических работников>>
Электронный журнал Образцовая школа