образовательное издание для педагогов и школьников

Использование презентации на уроках

prezentaciya_k_uroku_

Ключевым моментом данной статьи является ответ на вопрос: «Как подготовить качественную презентацию, которая при использовании на уроках будет способствововать лучшему восприятию и усвоению материала?»

Техническая сторона подготовки презентации, связанная с работой в конкретной программе, практически не рассматривается. Почти каждый, кто имеет хотя бы минимальный опыт работы в подготовке презентаций, уже разобрался с такими моментами, как редактирование шрифта, размещение заголовков, вставка изображений. Эти навыки нарабатываются достаточно быстро. Настоящая же проблема лежит гораздо глубже.

Для начала ответим себе на вопрос: «Для чего использовать презентацию на уроках

Во-первых, с помощью презентации мы существенно повышаем наглядность подаваемого материала. Статистика исследований по этому вопросу такова: время на усвоение учебного материала сокращается на 40-50%, качество усвоения повышается примерно на 30-50%.  Иллюстрация важнейших понятий и терминов активизирует познавательную деятельность ученика, запускает механизмы логического и образного мышления.

Во-вторых, экономим время при повторном использовании готовой презентации. Достаточно один раз продуманно и красиво оформить материал и его можно будет многократно использовать в дальнейшем.

Итак, раз ответ на поставленный вопрос «зачем?» найден, перейдем к рассмотрению основной темы.

Как подготовить качественную презентацию для использования на уроках

Чтобы сделать хорошую презентацию, надо знать, каких ошибок нужно избегать. Поэтому давайте разберемся, какие ошибки чаще всего встречаются при подготовке презентаций к урокам.

1. Сплошной текст на слайде презентации

prezentaciya_k_uroku_

Эта распространенная, всеми любимая ошибка встречается, пожалуй, наиболее часто. Многие ее и за ошибку-то не считают. Ну, подумаешь, весь слайд мелким текстом заполнен. Можно же его подольше на экране подержать, чтобы все прочитать успели.

Чтобы понять в чем заключается ошибка, надо дать определение понятию «слайд».  Термин «слайд» подразумевает под собой передачу информации посредством визуального образа, а разобрать мелкий шрифт на слайде порой становится очень трудной задачей.

Используйте презентации на уроках как опорный конспект, а не как исчерпывающее методическое пособие по освещаемой теме.

2. Неряшливое исполнение презентации

К этому пункту также можно отнести и орфографические ошибки и небрежно отформатированные надписи. Обязательно нужно проверять наличие опечаток, орфографических, грамматических и стилистических ошибок. Ведь эту презентацию будут смотреть дети на уроке.

Отдельное слово стоит сказать про расстановку пробелов между словами. Несколько пробелов подряд могут сильно бросаться в глаза, особенно при выравнивании текста «по ширине».  Неопрятно смотрятся случайные пробелы перед знаками препинания: точкой, двоеточием, запятой. Такие пробелы порождают эффект «убежавших» знаков препинания.

3. Цветовое решение презентации

prezentaciya_k_uroku_

Под цветовым решением здесь подразумевается выбор и сочетание цвета текста и фона слайдов. Хорошо читаются наиболее контрастные сочетания: черный текст на белом фоне или белый текст на черном. Если Вы все же решите отступить от такого скучноватого оформления, старайтесь обеспечить гармоничное сочетание цветов. Кричащие сочетания отвлекают и мешают восприятию всего слайда. Красный цвет текста, например, допустимо использовать в качестве выделения, но в качестве основного цвета он будет «резать»  глаза.

С осторожностью отнеситесь к использованию изображения в качестве фона. На пестром фоне часть текста неизбежно сольется с отдельными элементами изображения. Учащимся будет трудно воспринимать информацию при использовании такой презентации на уроке.

4. Отсутствие смысловой нагрузки в элементах оформления

Фон. Выбранный фон перетекает от слайда к слайду и может задавать настроение всей презентации. Иногда хочется использовать фон, соответствующий тематике презентации. Но даже листок из школьной тетради в качестве фона может значительно ухудшить восприятие и частично рассеивать внимание.

Для одноцветного фона нетрудно подобрать подходящий цвет текста. Такой фон при желании можно осветлить или слегка поменять его оттенок на слайдах с фотографиями и рисунками.

prezentaciya_k_uroku_

Рисунки и анимации. Теперь несколько слов про использование рисунков и анимаций. Многие творчески увлеченные педагоги накапливают понравившиеся рисунки и анимации, чтобы потом, при удобном случае, вставить их презентацию. При этом часто получается так, что рисунки не несут никакой смысловой нагрузки, а используются просто для украшения слайда.

Такой необоснованно размещенный элемент забирает на себя определенный процент внимания учеников. А если таких элементов в презентации 50%? Очевидно, что вся презентация в целом не будет выполнять возложенной на нее задачи — усвоения материала через визуальные образы.

prezentaciya_k_uroku_

Специальные эффекты. В презентациях к урокам в школе лучше отказаться от использования различного рода специальных эффектов. Внедрение в слайд таких «украшений» наносит ущерб наглядности материала, мешает сосредоточиться на учебном материале.

5. Отсутствие единого макета.

Не слишком приятно смотреть презентацию, объекты которой свободно «гуляют» по поверхности слайдов. Заголовки, блоки, схемы, рисунки и подписи должны иметь одинаковое расстояние от края слайда. В противном случае при смене слайдов повторяющиеся структурные элементы как бы «прыгают» с места на место. Использование презентации на уроке подразумевает конспектирование части информации со слайдов. «Прыгающий» макет в данном случае будет давать дополнительную нагрузку на глаза учащихся.

6. Изменение пропорции и размера рисунков.

Порой, чтобы вставить несколько рисунков, приходится изменять их размер и пропорции относительно друг друга. Уменьшить рисунок можно всегда без проблем, а вот увеличивать нужно осторожно и не допускать ухудшения качества рисунка, размытия картинки и разбиения изображения на пиксели.

prezentaciya_k_uroku_

Пропорции рисунков лучше менять методом обрезки ненужных краев, т.к. при произвольном масштабировании меняются и пропорции расположенных на рисунке объектов. И если для картинок с изображением природы или растений изменение пропорций не так страшно, то для фотографий людей, животных или геометрических объектов эффект растягивания или сжатия окажется слишком заметным.

Так как же подготовить действительно хорошую презентацию для использования на уроке? Единой формулировкой на этот вопрос ответить точно не получится. Это намного труднее, чем перечислить типичные ошибки. Придерживаясь правил в дизайне, анализируя нужность и важность каждого объекта на слайде можно сделать интересное и осмысленное пособие.

Аттестация педагогических работников>>

Электронный журнал Образцовая школа

Конкурсы для педагогов, учителей, воспитателей:

конкурсы для педагогов школьников