Портфолио учителя начальных классов
Рекомендации учителям начальных классов для подготовки портфолио к аттестации
Требования к оформлению портфолио учителя начальных классов и принцип работы
Оформление портфолио учителя начальных классов
Возможный вариант содержания портфолио учителя начальных классов
Образец портфолио учителя с шаблонами справок и приложениями
В данной статье конкретизированы требования к составлению и оформлению портфолио учителя начальных классов для проведения экспертизы уровня профессиональной компетентности и результативности учителей-предметников, что позволяет учителю собрать необходимые документы для экспертной оценки и провести аттестацию на должном уровне.
Аттестация педагогических работников образовательных учреждений играет важную роль в образовании, т.к. в результате аттестации определяется соответствие уровня профессиональной компетентности и результативности деятельности педагогических работников.
Аттестация работников образования проводится на основе экспертной оценки уровня профессиональной компетентности и результативности педагогической деятельности.
Экспертиза представляет собой комплексную оценку деятельности работника на основании представленных материалов и документов, собранных в индивидуальной папке аттестуемого (портфолио). В портфолио накапливаются документально зафиксированные результаты, подтверждающие компетентность и эффективность труда работника, его индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности.
Портфолио учителя начальных классов служит не только инструментом, облегчающим внешнюю экспертизу деятельности учителя и ее результатов, но и обеспечивает для учителя возможность рефлексии и самооценки, а главное служит средством, поддерживающим профессиональный рост.
Цель портфолио учителя – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.
Задачи портфолио:
• основание для аттестации учителя;
• основание для назначения стимулирующих выплат.
Портфолио, предъявляемое в качестве вариативной формы аттестации должно соответствовать некоторым требованиям.
Требования к оформлению портфолио учителя начальных классов и принцип работы:
1. Системность и регулярность самомониторинга.
2. Достоверность.
3. Объективность.
4. Нацеленность автора на самосовершенствование.
5. Структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений.
6. Аккуратность и эстетичность оформления.
7. Целостность, тематическая завершенность представленных материалов.
8. Наглядность результатов работы.
9. Технологичность.
Структура и содержание портфолио учителя:
Портфолио представляет собой папку-накопитель собранных аттестуемым документов и материалов, свидетельствующих об уровне его профессиональной компетентности и результатах практической (учебной, социальной, творческой и др.) деятельности за последние годы (берется 3 года).
Структура портфолио включает в себя разделы, количество и наименование которых зависит от показателей, указанных в листах оценивания.
В титульном листе указываются: фамилия, имя, отчество аттестуемого, должность, место работы, заявленная квалификационная категория, дата проведения экспертизы по графику.
Далее идет визитная карточка, содержащая дополнительные сведения об аттестуемом работнике (образование, наименование образовательного учреждения, год окончания, полученная специальность и квалификация по диплому, трудовой и педагогический стаж в данном ОУ, звания и награды).
За визитной карточкой следует указать перечень документов и материалов, составленный в четком соответствии с показателями листа оценивания.
Основное содержание портфолио учителя составляют материалы, представленные на бумажном носителе в виде справок, отчетов, анкет, таблиц, распечаток, копий грамот, дипломов, сертификатов, свидетельств и т.п.
Оформление портфолио учителя начальных классов.
Титульный лист, визитная карточка, перечень документов и материалов оформляются в виде текста (шрифт Times New Roman, кегль 14, межстрочный интервал полуторный).
Общий объем портфолио зависит от количества представленных в нем документов и материалов.
Документы представляются в копиях, заверенных руководителем образовательного учреждения. Материалы подписываются самим работником либо его руководителем.
Подготовленные документы по каждому из показателей вкладываются в файлы и подшиваются в папку. Набор документов по каждому показателю предваряется разделительным листом, включающим в себя номер и наименование показателя.
Возможный вариант содержания портфолио учителя начальных классов:
Раздел 1. Общие сведения об учителе.
В этом разделе фиксируются:
• фамилия, имя, отчество, год рождения;
• образование (наименование образовательного учреждения, год окончания, полученная специальность и квалификация по диплому);
• трудовой и педагогический стаж работы в данном ОУ;
• должность;
• звания, награды.
• самоанализ деятельности педагога, который пишется в свободной форме и может иметь следующую структуру: методическая тема, над которой работает учитель, какие технологии и приемы обучения использует в своей практике, насколько используемые технологии обучения соотносятся с потребностями обучающихся, что делается для развития познавательного интереса к предмету, какова динамика и результаты по преподаваемому предмету, какие методы оценки деятельности обучающихся используются.
Раздел 2. Результаты педагогической деятельности учителя начальных классов.
2.1. Характеристика качества образования, предоставляемого учителем.
• Динамика предметных знаний (достижений в предметных областях). В этом разделе должны быть собраны результаты освоения обучающимися образовательных программ по предметам и дан сравнительный анализ результатов за 3 года на основании контрольных срезов.
• Динамика общеучебных умений и навыков (предпосылок общеучебных умений) предполагает отражение результатов сформированности универсальных учебных действий учащихся по предмету, выявленных в результате мониторинга по данному направлению. Исследования может проводить учитель самостоятельно на предмет проявления и сформированности подобных умений.
• Динамика показателей эмоционального состояния ребенка. По данному показателю берутся данные исследований психологов за определенный промежуток времени. За основу можно взять диагностику уровня психологического развития классного коллектива и отдельных личностей.
• Динамика познавательной активности детей отражает результаты плановых внутришкольных исследований, проводимых как самим учителем, так и по линии администрации, основанные на данных проведенных анкет, опросов и диагностики.
• Качество предметных знаний по образовательным областям предполагает представление результатов итоговой аттестации по предмету за курс начальной, основной и старшей школы.
• Уровень развития общеучебных компетенций выражает степень развития универсальных учебных действий учащихся , выраженный в числовом и процентном выражении.
• Уровень познавательной активности детей выражает степень проявления, выраженный в числовом и процентном выражении.
• Наличие высоких достижений детей должно быть подтверждено документами об участии или достижении учениками результатов.
• Наличие высокого рейтинга педагога по результатам опроса можно представить в форме отзывов, характеристик, анкет, представленных администрацией, коллегами, родителями.
2.2. Характеристика профессиональной деятельности для портфолио учителя начальных классов как условия обеспечения качества образования.
• Показатели владения современными технологиями должны отражать обоснованность выбора аттестуемым образовательной программы и комплекта УМК, обоснование выбора образовательных технологий, применение аттестуемым в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов, использование ИКТ технологий, эффективность использования современных ИКТ и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т.д. Данный показатель необходимо подтвердить конспектами открытых уроков, мероприятий на разных уровнях.
• Показатели включенности в методическую работу предполагают наличие подтверждающих документов о повышении квалификации, наличие разработанных программ обучения (элективные курсы, спецкурсы, факультативы и др.), работу в методическом объединении, сотрудничество с районным методическим центром, вузами, участие в профессиональных и творческих конкурсах, участие в методических и предметных неделях, организация и проведение семинаров и т.д. на разных уровнях, наличие публикаций.
• Показатели инновационной деятельности должны быть подтверждены разработанной программой, проектом научного исследования, рефератом, докладом, статьей.
Размещение в портфолио учителя не обоснованных педагогом и не подтвержденных документально материалов снижает ценность свидетельств аттестуемых. Художественное оформление портфолио не оценивается.
Ларионова Хадиля Гарифзяновна, заведующий кафедрой развития образования
ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования»